вторник, 24 июня 2008 г.

50' Если, таким образом, я имею представление о ком-то идущем или говорящем в то время, когда я сам

50' Если, таким образом, я имею представление о ком-то идущем или говорящем в то время, когда я сам не иду и не говорю, то причина этого должна находиться в существовании другого человека, идущего и говорящего. Представление внешних объектов отличается тем, что они чередуются, сменяются, тогда как сознание своего я неизменно им сопутствует, следовательно, должны быть внешние объекты, которые обусловливают смену представлений. Существует, таким образом, течение со знания, имеющее своим объектом я, и другое течение сознания, имеющее своим сменяющимся объектом не-я. По учению идеалистов, течение моментов внутреннего сознания само имеет силу из себя создавать внешние представления. Каждый момент в течении сознания я, соединяясь с предшествующим моментом (NBT. на I. 9), становится способным из себя создать внешнее представление. Деятельность сознания, таким образом, протекает, совершенно как во сне. Раздвоение сознания на субъект и объект, говорит Вачаспатимишра (NVTT. 462. 4), не соответствует реальности, оно зависит от мышления, которое, в свою очередь, зависит от безначального потока сознания. Подобно тому как во сне не существует внешних объектов, но они нам являются в силу одного только воображения, точно так же эмпирическое (samvrta) познание, различающее субъект и объект знания (pramanaprameyabhava), не соответствует реальности: истинная сущность представлений есть пустота" внешних объектов (т. е. внешних объектов, соответствующих представлениям, не существует вовсе). На это саутрантики возражали (SDS. 16), что если течение моментов сознания имеет силу создавать из себя представление о внешнем (pravrttivijnana), причем только предшествующий момент в этом течении является его причиной, то из этого могут вытекать два следствия: или все моменты одинаково способны к созданию таких представлений, или они одинаково к тому неспособны. Если они неспособны, то ни один из них никогда не создаст представления. Но если все они обладают этой способностью, то не может быть замедления в создании ее действия, т. Одежда Оптом

Комментариев нет: