вторник, 24 июня 2008 г.

I. 9). Точное выяснение того, что разумеется под восприятием внешних объектов внутренним чувством,

I. 9). Точное выяснение того, что разумеется под восприятием внешних объектов внутренним чувством, представляет значительные затруднения. В полемической литературе находим о нем очень мало сведений. Сам Дхармоттара в скрытом виде сознается, что учение для него не совсем ясно. Он говорит (NBT, с. 11. 1): Прямых доказательств существования внутреннего восприятия нет, оно вытекает из всей нашей системы, и если толковать его так как мы это делаем, то не будет никакого противоречия в допущении такого вида восприятия. Следует заметить, что Дигнага и Дхармакирти не причисляли внутреннее чувство (manas) к числу чувств вообще. Такое значение manas имеет в брахманских системах и в первоначальном буддизме, где насчитывается шесть органов чувств, в том числе manas, и каждый орган имеет свою область (ayatana). Область внутреннего чувства составляют внутренние состояния сознания, такие как счастье, горе и т. п. Дигнага (ср. NVTT. 17. 1) заменил это учением о восприятии своей личности, на основании каких соображений увидим впоследствии. Винитадева233 говорит: Внутреннего чувства нет, потому что внутреннее восприятие рассматрива- См. стихи, приведенные в NBTT. 316, где говорится о том, что мышление совершается под влиянием памяти, отправляющей свою функцию svavyaparatvakaranat smaranat. ется отдельно. Таким образом, внутреннее восприятие не есть особый вид восприятия, равноправный с восприятием посредством внешних чувств. Это особая сторона восприятия, которая сопровождает всякие восприятия, совершающиеся через внешние чувства. Но это не следует понимать таким образом, что внутреннее восприятие может воспринимать внешние объекты помимо внешних чувств, непосредственно. Очевидно, такое возражение делалось современниками, потому что Дхармоттара его опровергает. И основано оно отчасти на словах самого Будды, которыми как говорит традиция, руководствовался Дигнага при установлении учения об этом виде восприятия. Будда в одной из проповедей будто бы сказал, что цвет воспринимается двумя способами: зрительным восприятием и зависящим от него внутренним восприятием (ср. производство бетона

Комментариев нет: