вторник, 24 июня 2008 г.

Затем, однако, оказывается (NBT

Затем, однако, оказывается (NBT. 7. 13), что умозаключение представляет собой иллюзию в том смысле, что оно имеет дело не с познанием реальных объектов, а с общими понятиями, и только косвенно, приурочивая общее понятие к единичному объекту, оно так же имеет дело с реальностями. Таким образом, восприятие имеет дело непосредственно" с реальным, действительным объектом, а умозаключение косвенно.2" В последующем мы покажем, что под умозаключением Дхармоттара разумеет мышление вообще. Все же продукты мышления, по его учению, нереальны, не имеют характера действительности (активности). Окончательный Продукт восприятия, которым считается воспринятое представление, так же нереален. Разница между восприятием и Умозаключением состоит исключительно в том, что в восприятии мы имеем элементы реальности. Чистое восприятие, то восприятие, которое принципиально отличается от мышления, познает действительные объекты, и поскольку оно их познает, лишь постольку оно является источником познания, не содержащим в себе иллюзии. Иллюзия есть вообще приписывание объекту не тех качеств, которыми он обладает, а так как реальный объект, по буддийскому учению, совершенно не имеет тех качеств, которые ему приписывает наше познание, то всякое знание о нем будет иллюзией. Реальной оказывается лишь подкладка этого знания, которое познается в чистом восприятии, опытное же восприятие столь же иллюзорно, сколько и мышление или умозаключение. С этой точки зрения, между терминами 'не заключающий в себе иллюзии' (abhranta) и 'не противоречащий опыту' (а-visamvadin) есть известное различие. 'Неиллюзорный' значит 'недействительный, нереальный. В восприятии же есть известный элемент действительности, известная подкладка реальности. Но очевидно, Что это тонкое различие оказалось Непонятным для многих, потому что Дхармоттара старается Разъяснять его и предостерегает против смешения обоих терминов (NBTT. 18. 14 и след.). Более древний комментатор Винитадева утверждает, что слова 'не заключающий в себе иллюзий', и 'не противоречащий опыту' означают одно и то же. Продвижение услуг

Комментариев нет: