вторник, 24 июня 2008 г.

Это замечание не касается буддийского учения, так как в нем учение о суждении сознательно слито с у

Это замечание не касается буддийского учения, так как в нем учение о суждении сознательно слито с учением об умозаключении. Проф. Якоби совершенно верно замечает, что сам санскритский язык, который столь охотно заменяет целое предложение одним сложным словом, способствовал тому, что все содержание суждения рассматривалось как сложное представление. Буддисты, однако, различают в этом сложном представлении три элемента. Во-первых, его реальный субстрат, который соответствует субъекту суждения или малому термину силлогизма. Этот реальный субстрат имеется и в каждом воспринимаемом представлении; на него может быть лишь указано словом 'вот', 'это' и т. д., он не может быть обо- Jacobi Н. Die indische Logik. S. 461. значен словом, имеющим определенное содержание. Второй и третий элемент вместе противополагаются первому, это предикат суждения, который всегда есть представление, способное слиться со словом. Синтез объекта с предикатом есть первый синтез в каждом суждении. Затем уже в самом предикате можно различать отдельные элементы, находящиеся между собою в связи, и тут, следовательно, содержится второй синтез.357 Внутри этого сложного представления можно различать части, которые всегда связаны с другими, и такие, которые с другими не всегда связаны. Первые имеют значение логического основания, или среднего термина, вторые логического следствия, или большого термина. Например, в суждении: 'вот дерево дальбергия', элемент 'вот' есть субъект, он же реальный субстрат представления, он же малый термин. Представление 'дерево дальбергия' есть предикат. Соединение этого предиката с субъектом есть первый синтез, синтез субстанции со своими качествами. Внутри предиката мышление может различать элементы 'дальбергия' и 'дерево', из которых первый всегда связан со вторым, а второй не всегда связан с первым. Понятие 'дальбергия' имеет значение логического основания, или среднего термина, а понятие 'дерево' логического следствия, или большого термина. Внутри предиката происходит, следовательно, вто- 358 Ср. Инвестициив Интернет

Комментариев нет: